В апреле 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 17,5 тыс. единиц.
При этом в традиционных регионах-лидерах в автокредитовании – Москве и Московской области – выдача кредитов на покупку авто из-за карантинных мероприятий сократилась более чем на 93%
По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 17,5 тыс. единиц. По сравнению с предыдущим месяцем число выданных автокредитов сократилось на 80,8% (в марте 2020 года – 91,0 тыс. ед.) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика количества выданных автокредитов в апреле 2020 года в сравнении с мартом 2020 года, в %
Период
|
Количество выданных автокредитов, тыс. ед.
|
Период
|
Количество выданных автокредитов, тыс. ед.
|
Динамика
|
март
2020 года
|
91,0
|
апрель
2020 года
|
17,5
|
-80,8%
|
При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в апреле 2020 года сокращение выдачи автокредитов оказалось еще более существенным – на 81,1% (в апреле 2019 года – 92,8 тыс. ед.). Падение выдачи в апреле 2020 года оказалось сопоставимым с сокращением, зафиксированным в «кризисном» январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года. Тогда выдача автокредитов «упала» на 84,3%.
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в апреле 2020 года уменьшился на 66,1% по сравнению с мартом текущего года и составил 54,5 тыс. единиц (в марте 2020 года – 160,6 тыс. ед.).
В апреле 2020 года наибольшее количество автокредитов в регионах РФ было выдано в Кемеровской (1,46 тыс. ед.) и Свердловской (0,89 тыс. ед.) областях, Республике Башкортостан (0,82 тыс. ед.), Челябинской области (0,82 тыс. ед.), а также в Санкт-Петербурге (0,80 тыс. ед.). При этом в Москве и Московской области, которые всегда были лидерами по выдаче автокредитов, в апреле 2020 года гражданам было предоставлено всего 0,48 тыс. и 0,34 тыс. кредитов на покупку авто.
Снижение выдачи автокредитов было отмечено абсолютно во всех регионах страны. При этом самую серьезную динамику сокращения количества автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в апреле 2020 года по сравнению с мартом 2020 года продемонстрировали Москва (-93,7%), Московская область (-93,6%), Краснодарский (-90,5%) и Ставропольский (-87,7%) края, а также Ростовская область (-86,3%) (Таблица 2).
«В период самоизоляции наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, - полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось. По мере отмены карантинных мероприятий ситуация постепенно будет восстанавливаться, но на уровень начала года автокредитование, скорее всего, выйдет еще не скоро».
«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. - Россияне в апреле купили новых автомобилей втрое меньше, чем в марте, а выдача автокредитов упала в 5 раз. При этом в зависимости от региона ситуация заметно отличается: если в Москве рынок за месяц упал на 80%, то, к примеру, в Кемеровской области – на 30%. Во-первых, динамика падения зависит от того, была ли разрешена работа дилеров (в Москве она была запрещена), и жесткости режима самоизоляции. Во-вторых, разрешение на их работу принималось региональными властями самостоятельно и отличалось по срокам».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.
Таблица 2. Динамика количества выданных автокредитов в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в апреле 2020 г. по сравнению с мартом 2020 года, %
|
Регион
|
март 2020,
ед.
|
апрель 2020, ед.
|
Изменение,
в %
|
1
|
Кемеровская область
|
2 425
|
1 455
|
-40,0%
|
2
|
Свердловская область
|
3 119
|
893
|
-71,4%
|
3
|
Республика Башкортостан
|
3 996
|
824
|
-79,4%
|
4
|
Челябинская область
|
2 998
|
816
|
-72,8%
|
5
|
г. Санкт-Петербург
|
5 558
|
800
|
-85,6%
|
6
|
Республика Татарстан
|
4 436
|
641
|
-85,6%
|
7
|
Самарская область
|
2 802
|
641
|
-77,1%
|
8
|
Новосибирская область
|
1 144
|
522
|
-54,4%
|
9
|
г. Москва
|
7 705
|
484
|
-93,7%
|
10
|
Нижегородская область
|
2 510
|
469
|
-81,3%
|
11
|
Волгоградская область
|
1 701
|
431
|
-74,7%
|
12
|
Пермский край
|
2 327
|
419
|
-82,0%
|
13
|
Оренбургская область
|
1 445
|
410
|
-71,6%
|
14
|
Ростовская область
|
2 605
|
357
|
-86,3%
|
15
|
Московская область
|
5 367
|
343
|
-93,6%
|
16
|
Алтайский край
|
750
|
328
|
-56,3%
|
17
|
Воронежская область
|
1 720
|
326
|
-81,0%
|
18
|
Краснодарский край
|
3 312
|
315
|
-90,5%
|
19
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
1 364
|
314
|
-77,0%
|
20
|
Красноярский край
|
1 066
|
290
|
-72,8%
|
21
|
Удмуртская Республика
|
1 549
|
277
|
-82,1%
|
22
|
Ленинградская область
|
1 443
|
264
|
-81,7%
|
23
|
Омская область
|
997
|
249
|
-75,0%
|
24
|
Белгородская область
|
957
|
244
|
-74,5%
|
25
|
Иркутская область
|
771
|
232
|
-69,9%
|
26
|
Тверская область
|
754
|
221
|
-70,7%
|
27
|
Рязанская область
|
890
|
216
|
-75,7%
|
28
|
Ставропольский край
|
1 563
|
193
|
-87,7%
|
29
|
Тульская область
|
1 097
|
192
|
-82,5%
|
30
|
Кировская область
|
865
|
191
|
-77,9%
|
Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) в апреле 2020 г. по сравнению с мартом 2020 года, %
|
Регион
|
март 2020,
ед.
|
апрель 2020, ед.
|
Изменение,
в %
|
1
|
г. Москва
|
24709
|
4765
|
-80,7
|
2
|
Московская область
|
11920
|
3156
|
-73,5
|
3
|
г. Санкт-Петербург
|
10680
|
2626
|
-75,4
|
4
|
Самарская область
|
5308
|
2188
|
-58,8
|
5
|
Республика Татарстан
|
6938
|
2104
|
-69,7
|
6
|
Свердловская область
|
5031
|
2101
|
-58,2
|
7
|
Республика Башкортостан
|
5648
|
1839
|
-67,4
|
8
|
Челябинская область
|
4239
|
1692
|
-60,1
|
9
|
Кемеровская область
|
2166
|
1522
|
-29,7
|
10
|
Краснодарский край
|
5997
|
1404
|
-76,6
|
11
|
Нижегородская область
|
4033
|
1227
|
-69,6
|
12
|
Пермский край
|
3069
|
1205
|
-60,7
|
13
|
Оренбургская область
|
2288
|
1181
|
-48,4
|
14
|
Ростовская область
|
4498
|
1169
|
-74,0
|
15
|
Воронежская область
|
2908
|
1071
|
-63,2
|
16
|
Волгоградская область
|
2591
|
1066
|
-58,9
|
17
|
Удмуртская Республика
|
1857
|
1033
|
-44,4
|
18
|
Красноярский край
|
1854
|
989
|
-46,7
|
19
|
Белгородская область
|
1731
|
934
|
-46,0
|
20
|
Новосибирская область
|
1789
|
901
|
-49,6
|
21
|
Саратовская область
|
2423
|
780
|
-67,8
|
22
|
Рязанская область
|
1412
|
762
|
-46,0
|
23
|
Ленинградская область
|
2466
|
739
|
-70,0
|
24
|
Вологодская область
|
1390
|
719
|
-48,3
|
25
|
Ставропольский край
|
2807
|
706
|
-74,8
|
26
|
Тюменская область
|
1752
|
652
|
-62,8
|
27
|
Тульская область
|
1841
|
558
|
-69,7
|
28
|
Липецкая область
|
1365
|
558
|
-59,1
|
29
|
Пензенская область
|
1423
|
500
|
-64,9
|
30
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
2673
|
311
|
-88,4
|