По информации 3500 кредиторов по итогам 2015 года количество купленных в кредит автомобилей сократилось по сравнению с предыдущим годом на 41,0%
По информации 3500 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2015 года количество купленных в кредит автомобилей составило 485,3 тыс. единиц, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 41,0% (в 2014 году - 823,4 тыс. единиц). Особенно сильное падение выдач было отмечено в 1 квартале 2015 года (более чем в 3 раза по сравнению с 1 кварталом 2014 года). В последующие отчетные периоды сокращение объемов автокредитования было менее масштабным (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Ежемесячная динамика выдачи автокредитов в 2014-2015 гг., в ед.
Вместе с тем, сопоставление данных о рынке автомобилей, предоставленных аналитическим агентством «АВТОСТАТ», и количества выданных автокредитов указывает на увеличение доли «кредитных» автомобилей в общем объеме автомобильного рынка (Таблица 1). Так, в 2015 году доля автомобилей, купленных в кредит, составила 37,1%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1,9 п.п. (35,2%).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период
|
Выдачи автокредитов, тыс. ед.
|
Объем рынка* автомобилей, тыс. ед.
|
Доля кредитных авто в объеме рынка
|
1 кв. 2014 г.
|
194,1
|
555,5
|
34,94%
|
2 кв. 2014 г.
|
205,7
|
553,3
|
37,18%
|
3 кв. 2014 г.
|
206,1
|
524,3
|
39,31%
|
4 кв. 2014 г.
|
217,5
|
704,4
|
30,88%
|
ВСЕГО в 2014 году
|
823,4
|
2 337,5
|
35,23%
|
1 кв. 2015 г.
|
60,4
|
275,2
|
21,95%
|
2 кв. 2015 г.
|
144,4
|
325,0
|
44,43%
|
3 кв. 2015 г.
|
149,6
|
369,6
|
40,48%
|
4 кв. 2015 г.
|
130,9
|
338,7
|
38,65%
|
ВСЕГО в 2015 году
|
485,3
|
1 308,5
|
37,09%
|
В целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и «АВТОСТАТ»
*На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ
«После некоторой стабилизации на рынке автокредитования в середине 2015 года, в четвертом квартале количество выдач кредитов на покупку авто снизилось на 12,5% по сравнению с предыдущим периодом. Однако, это снижение не идет ни в какое сравнение с драматическим падением автокредитов в начале прошлого года, - говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – При этом важно отметить, что, несмотря на ухудшение покупательной способности населения и более внимательный «отбор» заемщиков со стороны банков, доля кредитных автомобилей в структуре авторынка по итогам 2015 года выросла по сравнению с предыдущим годом. Очевидно, что данный результат был бы невозможен без государственной программы субсидирования процентных ставок по автокредитам».
«Господдержка отрасли в значительной степени способствовала снижению темпов падения рынка, особенно во втором и третьем кварталах 2015 года, - говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Это позволило сохранить активность банков в данном сегменте розничного кредитования и поддержало продажи автомобилей. По сути, автокредитование продолжает оставаться одним из наиболее популярных и доступных способов приобретения автомобилей. На наш взгляд, в случае возобновления программы субсидирования процентных ставок по автокредитам, тенденция на увеличение доли автокредитов в 2016 году может усилиться».
Таблица 2. Топ-10 регионов с наибольшими объемами рынка* в 2015 году
Регионы
|
Объемы рынка* в 2015 году
|
Автокредиты
|
Доля автокредитов в объеме рынка*
|
|
2015 год
|
Изменение к 2014 г., в %
|
г. Москва
|
201 513
|
41 403
|
-49,00%
|
20,5%
|
Московская область
|
100 801
|
31 094
|
-44,80%
|
30,8%
|
г. Санкт-Петербург
|
83 200
|
32 575
|
-42,50%
|
39,2%
|
Республика Татарстан
|
61 741
|
32 241
|
-25,60%
|
52,2%
|
Краснодарский край
|
49 391
|
15 690
|
-44,90%
|
31,8%
|
Самарская область
|
45 863
|
17 977
|
-39,60%
|
39,2%
|
Республика Башкортостан
|
41 734
|
21 598
|
-37,20%
|
51,8%
|
Ростовская область
|
36 576
|
13 198
|
-38,70%
|
36,1%
|
Свердловская область
|
36 177
|
14 331
|
-57,20%
|
39,6%
|
Нижегородская область
|
33 276
|
16 433
|
-38,30%
|
49,4%
|
В целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и «АВТОСТАТ»
*На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ
Таблица 3. Топ-10 регионов с наибольшей долей автокредитов в структуре рынка в 2015 году
Регионы
|
Доля автокредитов в объеме рынка* в 2015 году, в %
|
Автокредиты
|
Объемы рынка* в 2015 году
|
|
2015 год
|
Изменение к 2014 г.
|
|
Ленинградская область
|
63,3%
|
8 874
|
-36,60%
|
14 019
|
Удмуртская Республика
|
57,0%
|
8 622
|
-23,90%
|
15 124
|
Республика Адыгея
|
54,6%
|
1 467
|
-49,60%
|
2 689
|
Республика Марий Эл
|
54,4%
|
3 071
|
-33,00%
|
5 649
|
Республика Бурятия
|
54,1%
|
695
|
-62,20%
|
1 285
|
Курганская область
|
53,2%
|
2 451
|
-48,10%
|
4 607
|
Республика Тыва
|
52,4%
|
345
|
-45,40%
|
659
|
Республика Татарстан
|
52,2%
|
32 241
|
-25,60%
|
61 741
|
Республика Башкортостан
|
51,8%
|
21 598
|
-37,20%
|
41 734
|
Чувашская Республика
|
51,2%
|
5 193
|
-23,60%
|
10 135
|
В целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и «АВТОСТАТ»
*На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ