В начале 2016 года доля «кредитных» автомобилей в структуре общих продаж выросла на 15,4 процентных пункта
По информации 3 700 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 1 квартала 2016 года количество купленных в кредит автомобилей составило 100,1 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 65,7% (в 1 квартале 2015 года - 60,4 тыс. единиц). В то же время, в сравнении с предыдущим кварталом, кредитные продажи автомобилей сократились на 23,5% (в 4 квартале 2015 года – 130,9 тыс. единиц).
Сопоставление данных о рынке автомобилей, предоставленных аналитическим агентством «АВТОСТАТ», и количества выданных автокредитов указывает на серьезное увеличение доли «кредитных» автомобилей в общем объеме автомобильного рынка (Таблица 1). Так, в 1 квартале 2016 года доля автомобилей, купленных в кредит, составила 37,3% от общих продаж, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,3 процентных пункта (в 1 квартале 2015 года - 22,0%). Вместе с тем, по сравнению с предыдущим кварталом доля «кредитных» авто несколько снизилась - на 1,3 п.п. (в 4 квартале 2015 года – 38,6%).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период
|
Выдачи автокредитов, тыс. ед.
|
Объем рынка* автомобилей, тыс. ед.
|
Доля кредитных автомобилей в объеме рынка
|
1 кв. 2014 г.
|
194,1
|
555,5
|
34,94%
|
2 кв. 2014 г.
|
205,7
|
553,3
|
37,18%
|
3 кв. 2014 г.
|
206,1
|
524,3
|
39,31%
|
4 кв. 2014 г.
|
217,5
|
704,4
|
30,88%
|
ВСЕГО в 2014 году
|
823,4
|
2 337,5
|
35,23%
|
1 кв. 2015 г.
|
60,4
|
275,2
|
21,95%
|
2 кв. 2015 г.
|
144,4
|
325,0
|
44,43%
|
3 кв. 2015 г.
|
149,6
|
369,6
|
40,48%
|
4 кв. 2015 г.
|
130,9
|
338,7
|
38,65%
|
ВСЕГО в 2015 году
|
485,3
|
1 308,5
|
37,09%
|
1 кв. 2016 г.
|
100,1
|
268,2
|
37,32%
|
В целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и «АВТОСТАТ»
*На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ
«Год назад падение «кредитных» автопродаж было резким и масштабным – по сути, кредитные конвейеры банков были остановлены. Основными причинами сокращения автокредитования в начале 2015 года стали инфляция и снижение реальных доходов населения, а также более тщательное отношение к заемщикам со стороны банков, - полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Несмотря на то, что все эти факторы актуальны и сегодня, банкам удалось адаптироваться к новым «реалиям» и увеличить темпы выдачи кредитов населению. Важную роль сыграла и государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам, поддержавшая рынок в момент пика его падения».
«Благодаря госпрограмме субсидирования процентных ставок, автокредитование по-прежнему остается для банков одним из наиболее привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан - одним из наиболее популярных и доступных способов приобретения автомобилей, - говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Кроме того, это важнейшая поддержка для рынка и всей автомобильной отрасли. Объемы продаж автомобилей в 1 квартале 2016 года и годом ранее оказались примерно на одном уровне, однако доля «кредитных» автомобилей в структуре продаж в наступившем году почти в два раза выше, чем год назад».
Таблица 2. ТОП-10 регионов с наибольшими объемами рынка* в 1 квартале 2016 года
Регионы
|
Объем рынка* в 1 кв. 2016 года, ед.
|
Автокредиты
|
Доля автокредитов в объеме рынка в 1 кв. 2016 года*
|
|
1 квартал 2016 года, ед.
|
Изменение к 1 кварталу 2015 г., в %
|
Москва
|
48 539
|
10 369
|
73,9%
|
21,4%
|
Московская область
|
21 109
|
6 954
|
71,2%
|
32,9%
|
Санкт-Петербург
|
18 404
|
7 408
|
71,0%
|
40,3%
|
Республика Татарстан
|
11 807
|
6 288
|
72,3%
|
53,3%
|
Краснодарский край
|
10 131
|
3 296
|
76,7%
|
32,5%
|
Самарская область
|
8 953
|
3 746
|
58,3%
|
41,8%
|
Республика Башкортостан
|
8 584
|
4 268
|
73,8%
|
49,7%
|
Ростовская область
|
7 276
|
2 797
|
71,7%
|
38,4%
|
Свердловская область
|
6 825
|
2 720
|
54,6%
|
39,9%
|
Нижегородская область
|
6 598
|
3 411
|
58,7%
|
51,7%
|
В целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и «АВТОСТАТ»
*На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ
Таблица 3. ТОП-10 регионов с наибольшей долей автокредитов в структуре рынка в 1 квартале 2016 года
Регионы
|
Доля автокредитов в объеме рынка* в 1 кв. 2016 года, в %
|
Автокредиты
|
Объемы рынка* в 1 кв. 2016 года
|
|
1 кв. 2016 года
|
Изменение к 1 кв. 2015 г.
|
|
Магаданская область
|
76,1%
|
35
|
191,7%
|
46
|
Чукотский автономный округ
|
72,7%
|
16
|
220,0%
|
22
|
Ленинградская область
|
63,8%
|
1 875
|
73,3%
|
2 941
|
Удмуртская Республика
|
55,4%
|
1 829
|
71,1%
|
3 299
|
Кировская область
|
53,8%
|
955
|
41,5%
|
1 775
|
Республика Марий Эл
|
53,6%
|
519
|
33,1%
|
969
|
Республика Татарстан
|
53,3%
|
6 288
|
72,3%
|
11 807
|
Республика Тыва
|
52,0%
|
51
|
34,2%
|
98
|
Республика Адыгея
|
51,7%
|
302
|
72,6%
|
584
|
Нижегородская область
|
51,7%
|
3 411
|
58,7%
|
6 598
|
В целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и «АВТОСТАТ»
*На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ