НБКИ и АВТОСТАТ фиксируют снижение доли первоначального взноса в стоимости кредитного автомобиля.
Наиболее серьезная динамика снижения первоначального взноса в стоимости кредитного автомобиля была продемонстрирована весной-летом 2016 года.
Исследование, проведенное Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитическим агентством «АВТОСТАТ», фиксирует снижение доли первоначального взноса в стоимости кредитного автомобиля. Так, за последний год доля первоначального взноса снизилась на 2,1 процентного пункта и составила 50,4% от средней стоимости продаваемого в кредит автомобиля. При этом наиболее серьезная динамика снижения данного показателя была продемонстрирована весной-летом 2016 года. За этот период доля первоначального взноса снизилась на 4,8 п.п. (с 55,2% до 50,4%) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика доли первоначального взноса по автокредитам, 2013-2016 гг., в %*
*-при проведении исследования использованы расчетные данные АВТОСТАТа по средним ценам проданных автомобилей и НБКИ по среднему размеру автокредитов. Подробные динамические характеристики авторынка и автокредитования смотрите в аналитических материалах Агентства «Автостат» и в отчетах «Бенчмаркинг» Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
«Снижение доли первоначального взноса по автокредитам свидетельствует о возросшем в последнее время аппетите к риску со стороны банков в данном сегменте розничного кредитования, - считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В этом нет ничего удивительного, так как автокредитование остается для банков одним из наиболее привлекательных кредитных продуктов. При этом кредиторы продолжают внимательно следить за риск-профилем заемщиков, выдавая автокредиты тем из них, кто обладает в текущей экономической ситуации максимально положительной кредитной истории».
«Несмотря на продолжающееся снижение автомобильных продаж относительно прошлого года, ситуация на рынке, в целом, остается достаточно стабильной, - говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – В первую очередь, этому способствует реализация госпрограммы субсидирования процентных ставок. Однако, существенную поддержку рынку оказывают и банки, не снижающие темпы автокредитования на фоне продолжающегося сокращения реальных доходов граждан. И снижение доли первоначального взноса свидетельствует о заинтересованности банков в более активной работе с розничными заемщиками в сегменте автокредитования».
Вместе с тем, показателю первоначального взноса по автокредиту, зафиксированному в июле 2016 года, еще далеко до «докризисных» значений: в июле 2014 года доля первоначального взноса была значительно ниже – 44,0%.
Самый высокий показатель первоначального взноса по автокредиту в июле 2016 года был зарегистрирован в Еврейской АО – 66,3%, Бурятии – 61,1% и Забайкальском крае – 57,9% (Таблица 1).
В свою очередь самый низкий показатель первоначального взноса в июле 2016 года был отмечен в Ненецком АО – 24,5%, Амурской области – 25,0% и в Калмыкии – 29,5% (по состоянию на июль 2016 года) (Таблица 2).
Таблица 1. Топ-10 регионов с наибольшей долей первоначального взноса по автокредитам (июль 2016 года)*
№
|
Регион
|
Доля первоначального взноса от цены кредитного автомобиля, в %
|
1
|
Еврейская автономная область
|
66,3
|
2
|
Республика Бурятия
|
61,1
|
3
|
Забайкальский край
|
57,9
|
4
|
Калининградская область
|
57,5
|
5
|
Чеченская республика
|
57,5
|
6
|
Санкт-Петербург
|
55,4
|
7
|
Республика Тыва
|
55,2
|
8
|
Республика Татарстан
|
55,2
|
9
|
Москва
|
54,5
|
10
|
Республика Ингушетия
|
52,7
|
*-при проведении исследования использованы расчетные данные АВТОСТАТа по средним ценам проданных автомобилей в регионах и НБКИ по среднему размеру автокредитов. Подробные динамические характеристики авторынка и автокредитования смотрите в аналитических материалах Агентства «Автостат» и в отчетах «Бенчмаркинг» Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Таблица 2. Топ-10 регионов с наименьшей долей первоначального взноса по автокредитам (июль 2016 года)*
№
|
Регион
|
Доля первоначального взноса от цены кредитного автомобиля, в %
|
1
|
Ненецкий автономный округ
|
24,5
|
2
|
Амурская область
|
25,0
|
3
|
Республика Калмыкия
|
29,5
|
4
|
Республика Хакасия
|
30,2
|
5
|
Кабардино-Балкарская республика
|
31,8
|
6
|
Республика Дагестан
|
33,5
|
7
|
Ленинградская область
|
37,2
|
8
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
40,3
|
9
|
Новгородская область
|
41,3
|
10
|
Чукотский автономный округ
|
41,4
|
*-при проведении исследования использованы расчетные данные АВТОСТАТа по средним ценам проданных автомобилей в регионах и НБКИ по среднему размеру автокредитов. Подробные динамические характеристики авторынка и автокредитования смотрите в аналитических материалах Агентства «Автостат» и в отчетах «Бенчмаркинг» Национального бюро кредитных историй (НБКИ).