В сентябре 2020 года доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа составила 8,3%.
По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в сентябре 2020 года доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа составила 8,3%, вернувшись к уровню прошлого года (в сентябре 2019 года – 8,3%) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика доли автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней в 2019-2020 гг.
При этом доля таких кредитов существенно снижалась еще в конце 2019 – начале 2020 гг. – на 1,0-1,5 п.п. (минимальное значение - в декабре 2019 года – 7,1%). В период же жестких «карантинных» мероприятий весной текущего года, и последовавших за ним «посткарантинных» летних месяцев, был отмечен некоторый рост данного показателя, максимальное значение которого пришлось на май 2020 года – 9,1%. Однако, после этого, несмотря на последствия пандемии коронавируса, доля «плохих» автокредитов начала снижаться и, в целом, находится на относительно невысоком уровне.
В свою очередь среднее значение
Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам в сентябре 2020 года составило 675 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов) (Таблица 1).
Размер автокредита
|
сентябрь 2020, баллов
|
менее 100 тыс. руб.
|
562
|
от 100 до 500 тыс. руб.
|
674
|
от 500 до 1 млн. руб.
|
689
|
более 1 млн. руб.
|
699
|
По всем заемщикам с действующими автокредитам
|
686
|
В сентябре 2020 года самые низкие значения доли просроченной задолженности свыше 30 дней по автокредитам в общем объеме кредитов данного типа (среди 30 регионов-лидеров в сегменте автокредитам) были зафиксированы в Белгородской области (5,5%), Удмуртской Республике (5,7%), Калужской области (5,9%), Республике Татарстан (5,9%) и Ханты-Мансийском АО (5,9%). В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель составил 6,8% и 6,3% соответственно.
В сентябре 2020 года динамика доли просрочки по автокредитам в регионах РФ носит разнонаправленный характер. При этом наиболее существенное сокращение доли (среди 30 регионов-лидеров в сегменте автокредитов) по сравнению с сентябрем 2019 года было отмечено в Новосибирской (-1,8 п.п.), Оренбургской (-1,4 п.п.) и Воронежской (-1,4 п.п.) областях. В то же время, в некоторых регионах доля кредитов с просрочкой по автокредитам за прошедший год выросла, в том числе, в Красноярском крае (+1,0 п.п.), Санкт-Петербурге (+0,8 п.п.) и Нижегородской области (+0,7 п.п.). В Москве данный показатель за год не изменился (Таблица 1).
«В целом, банки продолжают реализовывать достаточно консервативную политику, выдавая автокредиты, прежде всего, тем гражданам, чьи показатели долговой нагрузки и
персонального кредитного рейтинга (ПКР) находятся на приемлемом уровне, - считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. –При этом важно отметить, что доля просроченных автокредитов в 2020 году была относительно стабильной. Это было обусловлено, прежде всего, реструктуризацией банками «проблемных» кредитов. Если бы ее проведено не было, доля кредитов с просрочкой по автокредитам могла быть существенно выше».
Таблица 1. Динамика доли просрочки свыше 30-ти дней по автокредитам к общему объему действующих кредитов данного типа в РФ в 2019-2020гг. (среди 30 регионов - лидеров по количеству действующих автокредитов), в процентных пунктах (п.п.)
|
По регионам
|
сентябрь 2019
|
сентябрь 2020
|
Изменение, в п.п.
|
1
|
Белгородская область
|
6,7
|
5,5
|
-1,2
|
2
|
Удмуртская Республика
|
5,1
|
5,7
|
0,6
|
3
|
Калужская область
|
6,2
|
5,9
|
-0,3
|
4
|
Республика Татарстан
|
5,7
|
5,9
|
0,2
|
5
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
6,2
|
5,9
|
-0,3
|
6
|
Пермский край
|
6,1
|
6
|
-0,1
|
7
|
Кемеровская область
|
6,7
|
6,2
|
-0,5
|
8
|
г. Санкт-Петербург
|
5,5
|
6,3
|
0,8
|
9
|
Тверская область
|
6,6
|
6,3
|
-0,3
|
10
|
Свердловская область
|
7,3
|
6,6
|
-0,7
|
11
|
Республика Башкортостан
|
6,4
|
6,7
|
0,3
|
12
|
Самарская область
|
6,6
|
6,7
|
0,1
|
13
|
г. Москва
|
6,8
|
6,8
|
0
|
14
|
Оренбургская область
|
8,4
|
7
|
-1,4
|
15
|
Челябинская область
|
8,2
|
7
|
-1,2
|
16
|
Московская область
|
7,1
|
7,2
|
0,1
|
17
|
Воронежская область
|
8,8
|
7,4
|
-1,4
|
18
|
Омская область
|
7,8
|
7,6
|
-0,2
|
19
|
Нижегородская область
|
7
|
7,7
|
0,7
|
20
|
Саратовская область
|
8,1
|
8
|
-0,1
|
21
|
Новосибирская область
|
10,1
|
8,3
|
-1,8
|
22
|
Иркутская область
|
8
|
8,4
|
0,4
|
23
|
Тульская область
|
7,8
|
8,4
|
0,6
|
24
|
Ленинградская область
|
8,5
|
8,5
|
0
|
25
|
Волгоградская область
|
9,5
|
8,7
|
-0,8
|
26
|
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)
|
9,8
|
9,4
|
-0,4
|
27
|
Ставропольский край
|
9,3
|
9,6
|
0,3
|
28
|
Ростовская область
|
10,4
|
9,9
|
-0,5
|
29
|
Красноярский край
|
9,1
|
10,1
|
1
|
30
|
Краснодарский край
|
11,4
|
10,5
|
-0,9
|