Влияние кредитования на продажи автомобилей возрастает, ставки в сегменте автокредитования увеличатся, а банки будут разрабатывать все более интересные программы для заемщиков. Такие выводы сделали представители Национального бюро кредитных историй (НБКИ), аналитического агентства «Автостат» и Volvo Car Russia в ходе совместной пресс-конференции 5 февраля.
Влияние кредитования на продажи автомобилей возрастает, ставки в сегменте автокредитования увеличатся, а банки будут разрабатывать все более интересные программы для заемщиков. Такие выводы сделали представители Национального бюро кредитных историй (НБКИ), аналитического агентства «Автостат» и Volvo Car Russia в ходе совместной пресс-конференции 5 февраля. В мероприятии приняли участие директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков и руководитель направления по финансовым продуктам Volvo Car Russia Екатерина Градникова.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей в РФ по итогам 2013 года составил 2,6 миллиона штук, что на 5,5% меньше, чем по 2012 года. Ёмкость рынка в денежном выражении составила 73,9 млрд. долларов, что на 2% меньше, чем в 2012, но на 20% больше, чем в докризисном 2008 году (61,2 млрд. долларов).
По итогам 2013 года средняя цена нового легкового автомобиля составила 28 340 долларов США. Говоря о средневзвешенной цене по брендам, Сергей Целиков отметил, что самый дорогой машиной по итогам года стал Mercedes-Benz (103 250 долларов), а минимальная цена оказалась у Daewoo (10 340 долларов).
«Если не произойдет кризиса, то в ближайшие 5-7 лет объем продаж на российском рынке будет находиться в коридоре 2,4-3,2 миллиона автомобилей в год», - считает Сергей Целиков.
По статистике НБКИ, темпы роста автокредитования замедляются. На 1 января 2014 года в базе НБКИ содержится информация о 2,7 млн действующих автокредитов общим объемом 1,4 трлн руб. Если в 2012-м году рынок автокредитования, по данным НБКИ, вырос на 35% по сравнению с 2011-м, то по итогам прошлого года – на 24%.
Одновременно, по словам Алексея Волкова, наблюдается очень важная тенденция: растет доля «кредитных» машин – таковым уже является почти каждый второй новый автомобиль в России. При этом, средний размер действующего автокредита составляет 510 тыс руб. «В 2013 году 45,8% машин были куплены в кредит, тогда как годом ранее этот показатель составлял 33,6%, - рассказал Алексей Волков. - Мы прогнозируем, что сохранение тенденции сокращения продаж автомобилей при 20-процентном росте автокредитования в 2014 году приведет к росту доли новых «кредитных» автомобилей до 60%». Как отметил Алексей Волков, кредитная дисциплина граждан в секторе автокредитования улучшается. Коэффициент просроченной потребительской задолженности (КП)* с 1 января прошлого года улучшился с 4% до 3,6% по состоянию на ту же дату 2014 года.
Эту тенденцию подтвердила Екатерина Градникова: «Наличие собственных финансовых продуктов от автопроизводителя сегодня является одним из ключевых конкурентных преимуществ – при прочих равных характеристиках автомобилей разных брендов, современный покупатель делает выбор в пользу той марки, которая предложит ему наиболее выгодные условия финансирования. Эту тенденцию подтверждает и наши собственные продажи: запуск программы субсидированного кредитования позволил нам в несколько раз повысить продажи с привлечением финансирования. Если до начала программы продукты Volvo Car Кредит выбирали в среднем 65 покупателей в месяц, то после ее старта количество желающих увеличилось до 407 клиентов в месяц».
Также НБКИ представило данные по развитию автокредитования в регионах. «Единственным регионом, в котором просроченная задолженность в прошлом году увеличивалась быстрее, чем объемы займов, стал Приморский край, - сообщил Алексей Волков. – Наилучшее кредитное поведение характерно для заемщиков в Омской области». Екатерина Градникова отметила, что согласно данным Volvo Car Russia, в регионах, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, более популярны кредиты с длительным сроком погашения. Если в Москве и Санкт-Петербурге, доля покупателей автомобилей Volvo, которые берут автомобиль в кредит на 5 лет, составляет 12%, то в регионах - это 28% покупателей.
По мнению Алексея Волкова, для снижения рисков в автокредитовании необходимы важнейшие системные изменения. «Речь идет, в частности, о возможности доступа всех без исключения кредиторов к данным Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы, что позволит банкам более достоверно оценивать соотношение дохода и кредитной нагрузки», - добавил директор по маркетингу НБКИ. Более того, по словам Алексея Волкова, необходима единая база залогового имущества, с помощью которой покупатель автомобиля на вторичном рынке мог бы проверить, не находится ли машина в залоге у банка. «Пока такая база, созданная на добровольных началах НБКИ и рядом ведущих банков, есть только у нашего бюро. В ней содержатся сведения о 1,3 млн автомобилей в залоге, сведения о которых передают 110 кредиторов. Мы полагаем, что передача функций регистратора НБКИ на законодательном уровне позволила бы авторынку избавиться от мошеннических схем, от которых страдают кредиторы и честные покупатели автомобилей на вторичном рынке », - подчеркнул он.
*отношение остатка по кредитам, просроченным более чем на 30 дней, к общему объему кредитов в сегменте