Доля кредитных автомобилей в общем объеме автомобильного рынка «упала» в июне текущего года до 45,8%
Доля кредитных автомобилей в общем объеме автомобильного рынка «упала» в июне текущего года до 45,8%
По информации 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2018 года количество купленных в кредит автомобилей составило 60,4 тыс. единиц или на 4,8% меньше, чем было выдано за аналогичный период 2017 года (июнь 2017 года – 63,5 тыс. ед.) (Таблица 1). При этом по сравнению с предыдущим месяцем (май 2018 года) число выданных автокредитов снизилось на 12,9% (в мае 2018 года – 69,3 тыс. ед.).
Таблица 1. Динамика количества выданных автокредитов в июне 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года, в %
Период
|
Кол-во выданных автокредитов, тыс. ед.
|
Период
|
Кол-во выданных автокредитов, ед.
|
Динамика
|
июнь
2017 года
|
63,5
|
июнь
2018 года
|
60,4
|
-4,8%
|
В регионах РФ в июне 2018 года самое большое сокращение количества выданных автокредитов (среди 15-ти регионов-лидеров по автокредитованию) по сравнению с июнем 2017 года были зафиксировано в Республике Татарстан (-19,7%), Самарской (-17,7%) и Нижегородской (-17,1%) областях. В то же время в ряде регионов был отмечен рост выдачи автокредитов, в т.ч. в Свердловской (+11,3%), Ленинградской (+5,8%) и Воронежской (+5,7%) областях (Таблица 2).
Несмотря на снижение количества выданных автокредитов в июне 2018 года, падения общих автомобильных продаж в этом месяце не произошло. По данным, предоставленным аналитическим агентством «АВТОСТАТ», количество проданных автомобилей в июне 2018 года составило 131,7 тыс. ед., увеличившись по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 6,3% (июнь 2017 года – 124,0 тыс. ед.). Таким образом, доля кредитных автомобилей в общем объеме автомобильного рынка в июне 2018 года сократилась по сравнению с июнем 2017 года на 5,4 процентного пункта и составила 45,8% (в июне 2017 года – 51,2%).
В регионах РФ в июне 2018 года самое большое сокращение доли выданных автокредитов в объеме рынка (среди 15-ти регионов-лидеров по объему авторынка) по сравнению с июнем 2017 года были зафиксировано в Ханты-Мансийском АО (-11,5%), Самарской (-10,8%) и Ростовской (-9,5%) областях. В то же время наименьшее снижение доли было отмечено в Пермском крае (-0,2%), Санкт-Петербурге (-2,1%) и Республике Башкортостан (-2,4%) (Таблица 2).
«В июне текущего года выдача автокредитов сократилась как по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, так и с предыдущим месяцем, - комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – По нашему мнению, во многом данное падение было связано с ожиданием всеми участниками рынка окончания в июле 2018 года государственных программ льготного автокредитования. Это лишний раз показывает, какое влияние государственная поддержка оказывает и на рынок автокредитов, и на структуру автопродаж. Если говорить о краткосрочных тенденциях, то в текущий летний период мы не исключаем некоторого охлаждения рынка автокредитования, пик роста которого пришелся на весну 2018 года. Однако в дальнейшем, в связи с тем, что господдержка авторынка была продлена до 2020 года, ожидаем восстановления динамики роста как выдачи автокредитов, так и, соответственно, доли «кредитных» автомобилей в структуре продаж».
«Снижение объемов выдачи автокредитов может быть следствием окончания прошедшей весной программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в большинстве регионов страны (за исключением Дальнего Востока), которые действовали в рамках льготного автокредитования. А вот ее продление на ближайшие 2,5 года вселяет уверенность, что рынок автокредитования стабилизируется», – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
Таблица 2. Топ-15 регионов РФ с наибольшим количеством выданных автокредитов в июне 2018г. в сравнении с аналогичным периодом 2017г., в ед.
|
По регионам
|
июнь 2017, ед.
|
июнь 2018, ед.
|
Изменение,
в %
|
1
|
г. Москва
|
5 116
|
4 895
|
-4,3%
|
2
|
г. Санкт-Петербург
|
4 380
|
4 120
|
-5,9%
|
3
|
Московская область
|
3 907
|
3 776
|
-3,4%
|
4
|
Республика Татарстан
|
3 805
|
3 056
|
-19,7%
|
5
|
Республика Башкортостан
|
3 090
|
2 916
|
-5,6%
|
6
|
Свердловская область
|
2 014
|
2 241
|
11,3%
|
7
|
Челябинская область
|
1 995
|
2 095
|
5,0%
|
8
|
Краснодарский край
|
2 101
|
2 038
|
-3,0%
|
9
|
Самарская область
|
2 247
|
1 849
|
-17,7%
|
10
|
Пермский край
|
1 898
|
1 743
|
-8,2%
|
11
|
Нижегородская область
|
1 974
|
1 636
|
-17,1%
|
12
|
Ростовская область
|
1 769
|
1 600
|
-9,6%
|
13
|
Ленинградская область
|
1 232
|
1 303
|
5,8%
|
14
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
1 123
|
1 172
|
4,4%
|
15
|
Воронежская область
|
1 060
|
1 120
|
5,7%
|
Таблица 3. Динамика доли автокредитов в объеме рынка (ТОП-15 регионов с наибольшими объемами рынка) в июне 2018 г. по сравнению с июнем 2017 г., в п.п.
|
Регионы
|
Доля*** автокредитов в объеме рынка в июне 2017 г.
|
Доля*** автокредитов в объеме рынка в июне 2018 г.
|
Динамика, в процентных пунктах (п.п.)
|
|
|
|
|
1
|
Москва
|
29,3%
|
25,8%
|
-3,5%
|
2
|
Московская область
|
37,7%
|
33,9%
|
-3,8%
|
3
|
Санкт-Петербург
|
48,6%
|
46,5%
|
-2,1%
|
4
|
Республика Татарстан
|
63,1%
|
57,6%
|
-5,5%
|
5
|
Самарская область
|
50,7%
|
39,9%
|
-10,8%
|
6
|
Краснодарский край
|
49,8%
|
44,2%
|
-5,6%
|
7
|
Республика Башкортостан
|
66,2%
|
63,8%
|
-2,4%
|
8
|
Свердловская область
|
54,1%
|
51,3%
|
-2,8%
|
9
|
Челябинская область
|
62,7%
|
58,8%
|
-3,9%
|
10
|
Ростовская область
|
56,8%
|
47,3%
|
-9,5%
|
11
|
Нижегородская область
|
60,6%
|
52,8%
|
-7,8%
|
12
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
53,8%
|
42,4%
|
-11,5%
|
13
|
Пермский край
|
67,4%
|
67,2%
|
-0,2%
|
14
|
Воронежская область
|
53,6%
|
48,1%
|
-5,5%
|
15
|
Ставропольский край
|
51,1%
|
46,7%
|
-4,4%
|
Примечание: в целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и агентства «АВТОСТАТ».
* С учетом автомобилей с пробегом.
** На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ.
*** Доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.