По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выданных автокредитов достигло 205,6 тыс. ед., увеличившись всего на 0,5%
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выданных автокредитов достигло 205,6 тыс. ед., увеличившись всего на 0,5%
По информации 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 3 квартала 2018 года количество купленных в кредит автомобилей составило 205,6 тыс. единиц. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число выданных автокредитов выросло совсем незначительно – на 0,5% (в 3 кв. 2017 года – 204,7 тыс. ед.) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика выдачи автокредитов в 3 квартале 2014 – 2018 гг., в тыс. ед.
При этом по сравнению с предыдущим кварталом, в июле – сентябре 2018 года количество выданных автокредитов даже немного сократилось – на 1,8% (во 2 кв. 2018 г. было выдано 209,4 тыс. автокредитов).
Сопоставление данных о рынке автомобилей, предоставленных аналитическим агентством «АВТОСТАТ», и количества выданных автокредитов также указывает на некоторое снижение доли кредитных автомобилей в общем объеме рынка (Таблица 1). Так, в 3 квартале 2018 года доля автомобилей, купленных в кредит, составила 50,3% от общих продаж, снизившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,2 процентных пункта (в 3 квартале 2017 года – 53,5%). Тем не менее, данный показатель свидетельствует о том, что в кредит по-прежнему приобретается более половины всех проданных автомобилей.
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит в 3 кв. 2014 – 2018 гг.
Период
|
Выдачи автокредитов*,
тыс. ед.
|
Объем рынка** автомобилей,
тыс. ед.
|
Доля кредитных автомобилей***
в объеме рынка
|
3 кв. 2014 г.
|
213,6
|
524,3
|
40,7%
|
3 кв. 2015 г.
|
143,4
|
369,6
|
38,8%
|
3 кв. 2016 г.
|
155,7
|
316,1
|
49,3%
|
3 кв. 2017 г.
|
204,7
|
383,0
|
53,5%
|
3 кв. 2018 г.
|
205,6
|
409,0
|
50,3%
|
Что касается ситуации в автокредитовании в регионах РФ, то она характеризуется разнонаправленностью тенденций. Так, в 3 квартале 2018 года наибольшее сокращение количества выданных автокредитов (среди 15-ти регионов-лидеров по автокредитованию) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года были зафиксировано в Нижегородской (-13,4%) и Самарской (-11,9%) областях, а также в Республике Татарстан (-9,8%). В то же время в ряде регионов был отмечен рост выдачи автокредитов, в т.ч. в Свердловской области (+15,1%), Ханты-Мансийском АО (+13,2%) и Челябинской области (+7,3%) (Таблица 2).
«В последнее время выдача автокредитов в стране стабилизировалась, - комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Рост практически прекратился, однако количество выданных автокредитов находится на стабильно высоком уровне. Интересно, что в разных регионах РФ тенденции в автокредитовании прямо противоположные. Примерно в половине из них мы видим рост выдачи автокредитования, а в другой – его сокращение. При этом если говорить о доле «кредитных» машин в структуре продаж, то она по-прежнему находится на высоком уровне. Это свидетельствует о том, что автокредитование продолжает оказывать серьезную поддержку всему автопрому, стимулируя продажи автомобилей. Также стоит отметить и стабилизацию качества автокредитов – ситуация с просрочкой здесь существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования. Чему во многом способствуют новые данные и решения НБКИ, позволяющие кредиторам проводить детализированную оценку риск-профиля заемщиков и управлять рисками».
«Вот уже восьмой квартал подряд мы наблюдаем рост продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Вместе с тем, по сравнению со 2 кварталом 2018 года рынок несколько сократился (-3,6%). Похожая тенденция наблюдается и в автокредитовании. Однако, несмотря на замедление роста выдачи автокредитов, их доля в структуре продаж остается весьма значительной. Иными словами, роль кредитования в автомобильной отрасли по-прежнему велика».
Таблица 2. ТОП-15 регионов с наибольшими объемами рынка в 3 кв. 2018 г.
Регионы
|
Объем** рынка в 3 кв. 2018 г., шт.
|
Автокредиты
|
Доля*** автокредитов в объеме рынка в 3 кв. 2018 г.
|
|
3 кв. 2018 г., шт.
|
Изменение к 3 кв. 2017 г., в %
|
г. Москва
|
55 962
|
15 762
|
0,5%
|
28,2%
|
Московская область
|
34 160
|
12 410
|
-0,6%
|
36,3%
|
г. Санкт-Петербург
|
28 181
|
12 875
|
-3,5%
|
45,7%
|
Республика Татарстан
|
17 433
|
11 135
|
-9,8%
|
63,9%
|
Краснодарский край
|
16 234
|
7 310
|
1,1%
|
45,0%
|
Республика Башкортостан
|
14 722
|
10 477
|
3,0%
|
71,2%
|
Самарская область
|
13 556
|
6 340
|
-11,9%
|
46,8%
|
Свердловская область
|
13 544
|
7 876
|
15,1%
|
58,2%
|
Челябинская область
|
11 242
|
7 444
|
7,3%
|
66,2%
|
Ростовская область
|
10 705
|
5 666
|
-3,8%
|
52,9%
|
Нижегородская область
|
9 668
|
5 814
|
-13,4%
|
60,1%
|
Пермский край
|
8 438
|
6 190
|
-6,5%
|
73,4%
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
7 880
|
3 805
|
13,2%
|
48,3%
|
Ставропольский край
|
7 140
|
3 368
|
-5,8%
|
47,2%
|
Воронежская область
|
6 936
|
3 734
|
4,1%
|
53,8%
|
Примечание: в целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и агентства «АВТОСТАТ».
* С учетом автомобилей с пробегом.
** На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ.
*** Доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.