По данным НБКИ более 81 млн. человек являются заемщиками хорошего или отличного качества
По данным НБКИ более 81 млн. человек являются заемщиками хорошего или отличного качества
В соответствии с вступившими в силу поправками в закон «О кредитных историях», у граждан появилось право на бесплатное получение своих кредитных отчетов дважды в год в электронном виде. В этой связи НБКИ подготовило и внедрило сервис получения кредитных отчетов граждан, который заработал 31 января 2019 года. Теперь заемщики могут получить свой кредитный отчет в режиме онлайн на сайте НБКИ абсолютно бесплатно не один (как это было ранее), а два раза в год.
Важно отметить, что по состоянию на 1 января 2019 года в базе Национального бюро кредитных историй (НБКИ) собраны кредитные истории 96 миллионов россиян. Кредитные истории сформированы более чем 4200 кредиторами – банками, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами и другими типами организаций, и содержат информацию о кредитных заявках, выданных и погашенных кредитах, а также о том, как кредиты обслуживались в течение действия договора кредита (займа).
При этом на начало 2019 года около 16% заемщиков испытывали сложности с исполнением обязательств по договорам кредита (займа). Остальные вносили платежи вовремя и в полном объеме. Это означает, что 84% российских заемщиков могут рассчитывать на хороший или отличный рейтинг. В абсолютных значениях к базе кредитных историй НБКИ такая доля соответствует 81 миллиону россиян.
По сравнению с декабрем 2017 года, доля заемщиков хорошего кредитного качества увеличилась – на 7,5 миллионов человек (в конце 2017 года - 73,5 млн. чел.) (Таблица 1).
Таблица 1. Количество заемщиков по уровню кредитного качества*, в млн. чел.
Кредитное качество
|
Декабрь 2017 года
|
Декабрь 2018 года
|
Изменение
|
Отличное
|
11,2
|
14,1
|
2,9
|
Хорошее
|
62,3
|
66,9
|
4,6
|
Негативное
|
16,5
|
15,0
|
-1,5
|
Итого
|
90,0
|
96,0
|
6,0
|
*К заемщикам с негативным кредитным качеством относятся заемщики, имеющие существенные сложности в обслуживании кредитных обязательств; к заемщикам хорошего кредитного качества относятся заемщики с краткосрочными и незначительными сложностями в обслуживании кредитных обязательств и/или имеющие небольшой опыт в обслуживании кредитных обязательств различных типов; к заемщикам отличного кредитного качества относятся заемщики не испытывающие сложности в обслуживании кредитных обязательств и имеющие большой опыт в обслуживании кредитных обязательств различных типов. Представленная в таблице и в данном материале в целом методика разделения заемщиков носит демонстрационный характер и не предназначена для коммерческого использования.
Следует отметить, что кредитное качество, определенное по данной методике, не является обязательным и 100% индикатором, определяющим доступ к тем или иным кредитным продуктам. Однако, как следует из распределения заемщиков по типам действующих обязательств на начало 2019 года, чем больше кредит по сумме и длительнее по срокам, тем кредитное качество заемщиков должно быть лучше. Например, среди заемщиков, имеющих действующие микрозаймы, 0,8% имеют кредитную историю отличного кредитного качества, а среди ипотечных заемщиков – 29,7%.
Таблица 2. Распределение заемщиков, имеющих действующие кредитные обязательства разного типа по уровню кредитного качества
Кредитное качество
|
Микрозаймы
|
Потребительские кредиты
|
Кредитные карты
|
Автокредиты
|
Ипотека
|
Отличное
|
0,8%
|
13,8%
|
18,2%
|
22,6%
|
29,7%
|
Хорошее
|
40,8%
|
67,3%
|
65,7%
|
68,2%
|
67,1%
|
Негативное
|
58,3%
|
18,9%
|
16,1%
|
9,2%
|
3,2%
|
«Все больше российских заемщиков ответственно подходит к обслуживанию кредитных обязательств, - считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. - Развитие розничного кредитования сопровождается ростом востребованности кредитной информации и различных прогнозных инструментов из НБКИ. Наша аналитика становится все точнее и расширяется ее спектр. Информация используется не только в кредитовании, но и в других отраслях. Но, самое главное, институт бюро кредитных историй в очередной раз доказывает свою эффективность и необходимость для повышения финансовой дисциплины, ответственности и осознанности в использовании финансовыми инструментами всеми гражданами страны».
Таблица 3. Топ-30 регионов по доле заемщиков отличного качества по состоянию на 01.01.2019 года, в %
|
По регионам
|
Негативное качество
|
Хорошее качество
|
Отличное качество
|
1
|
г. Москва
|
14,6%
|
38,6%
|
46,9%
|
2
|
г. Санкт-Петербург
|
15,2%
|
39,3%
|
45,5%
|
3
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
16,2%
|
43,6%
|
40,2%
|
4
|
Республика Татарстан
|
16,6%
|
47,0%
|
36,4%
|
5
|
Московская область
|
16,7%
|
43,0%
|
40,2%
|
6
|
Республика Башкортостан
|
17,3%
|
46,0%
|
36,7%
|
7
|
Удмуртская Республика
|
17,6%
|
45,7%
|
36,7%
|
8
|
Самарская область
|
18,3%
|
45,6%
|
36,1%
|
9
|
Челябинская область
|
18,8%
|
44,4%
|
36,8%
|
10
|
Тульская область
|
18,8%
|
45,8%
|
35,4%
|
11
|
Нижегородская область
|
18,9%
|
45,8%
|
35,3%
|
12
|
Волгоградская область
|
19,1%
|
45,0%
|
35,9%
|
13
|
Воронежская область
|
19,5%
|
46,5%
|
34,1%
|
14
|
Ленинградская область
|
19,5%
|
44,5%
|
36,0%
|
15
|
Новосибирская область
|
19,6%
|
44,1%
|
36,3%
|
16
|
Свердловская область
|
19,6%
|
43,2%
|
37,1%
|
17
|
Оренбургская область
|
19,7%
|
46,1%
|
34,2%
|
18
|
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)
|
20,2%
|
44,0%
|
35,8%
|
19
|
Краснодарский край
|
20,3%
|
47,6%
|
32,2%
|
20
|
Омская область
|
20,4%
|
45,2%
|
34,5%
|
21
|
Саратовская область
|
20,4%
|
45,6%
|
34,0%
|
22
|
Приморский край
|
20,6%
|
46,2%
|
33,2%
|
23
|
Ростовская область
|
20,9%
|
45,9%
|
33,2%
|
24
|
Алтайский край
|
21,2%
|
46,7%
|
32,0%
|
25
|
Пермский край
|
21,5%
|
46,4%
|
32,1%
|
26
|
Кемеровская область
|
21,6%
|
45,8%
|
32,6%
|
27
|
Красноярский край
|
22,1%
|
45,7%
|
32,1%
|
28
|
Хабаровский край
|
22,2%
|
45,8%
|
32,0%
|
29
|
Ставропольский край
|
22,4%
|
47,3%
|
30,4%
|
30
|
Иркутская область
|
23,9%
|
46,8%
|
29,3%
|