По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в феврале 2022 года средний размер выданных потребительских кредитов (кредитов на покупку потребительских товаров) составил 277,4 тыс. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 18,8% (в январе 2022 года – 233,5 тыс. руб.). Таким образом, данный показатель растет второй месяц подряд – в декабре 2021 года он был на уровне 220,4 тыс. руб. (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика среднего размера потребкредитов в 2021-2022гг., в тыс. руб.
В то же время по сравнению с аналогичным периодом 2021 года средний чек потребкредита также вырос, но менее значительно - на 11,6% (в феврале 2021 года – 248,5 тыс. руб.)
Стоит отметить, что в феврале 2022 года среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по потребкредитам составило 345 балла (минимальное значение – 1 балл, максимальное – 999 баллов) (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) в зависимости от размера потребкредита
В феврале 2021 года самый большой средний размер выданных потребкредитов в регионах РФ был отмечен в Москве (555,4 тыс. руб.), Московской области (405,2 тыс. руб.), Санкт-Петербурге (375,9 тыс. руб.), Ханты-Мансийском АО (357,7 тыс. руб.) и Новосибирской области (311,2 тыс. руб.).
При этом увеличение среднего чека потребкредита в январе 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года было отмечено в большинстве регионов страны. Так, самую серьезную динамику роста (среди 30 регионов РФ – лидеров по объемам кредитов данного типа) продемонстрировали Новосибирская область (+25,5%), Алтайский (+23,1%), а также Волгоградская (+20,1%), Самарская (+19,0%) и Ростовская (+17,0%) области. В свою очередь в нескольких регионах из топ-30 средний размер потребкредита за год, напротив, снизился, в том числе, в Ханты-Мансийском АО (-10,9%), Санкт-Петербурге (-4,2%), а также в Ленинградской (-1,4%) и Тюменской (-0,2%) областях (Таблица 1).
«Средний чек потребкредита растет второй месяц подряд на фоне снижения выдачи кредитов на покупку потребительских товаров. При этом общее сокращение выдачи потребкредитов стало следствием не столько ухудшения экономических условий в конце февраля, сколько продолжающейся консервативной политики банков в части выдачи необеспеченных кредитов. Стоит отметить, что определяющим критерием при принятии банками решения о выдаче потребительского кредита и его параметрах по-прежнему является значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика».
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков
Приложение