Рубрикатор статей
Часто банки в качестве причины отказа в кредите указывают на плохую кредитную историю. Но заемщик должен знать, что это не приговор и качество своей истории можно улучшить. Расскажем о наиболее действенных способах повышения кредитного потенциала.
Кредитной историей называют свод записей обо всех долгах человека и его взаимоотношениях с кредиторами. Она хранится в специальной организации — бюро кредитных историй. Если плательщик в ходе обслуживания кредита допустил просрочку или совсем прекратил выплаты, кредитная история это фиксирует.
Информация о частых нарушениях кредитного договора отрицательно влияет на финансовую репутацию заемщика, и тогда его кредитную историю называют «плохой». Некачественная или плохая кредитная история может стать причиной для отказа в выдаче займов или ухудшения условий кредитования. Добросовестные плательщики, которые рассчитываются с банком точно в срок, напротив, имеют более высокие шансы получить новую ссуду на выгодных условиях.
Для того чтобы понять, как история становится плохой, необходимо знать в подробностях процесс ее формирования.
Чтобы понять, как может стать плохой кредитная история, необходимо знать особенности процесса ее формирования.
Это происходит, когда человек впервые обращается в банк за кредитом. Одновременно он дает согласие на получение информации о себе в БКИ. Если кредитная история есть, она передается банку. В случае ее отсутствия запрос инициирует процесс формирования. Первой записью становятся данные субъекта и его заявка на кредит. После этого БКИ передает в Центральный каталог кредитных историй Банка России (ЦККИ) титульный лист с идентификационными данными субъекта.
Отныне ЦККИ будет извещать пользователей, что требуемая история находится именно в этом бюро. Впоследствии, если будет взят другой кредит, сведения о нем могут быть переданы и в другое БКИ. Именно поэтому заемщикам рекомендуется проверять все свои кредитные истории во всех бюро — данные в них могут не совпадать.
Кредитная история формируется и у поручителей по кредиту. Если основной заемщик не допускает просрочек при внесении обязательных платежей, в записях поручителя появляется минимальная информация о займе. Это сумма, срок действия договора и предмет залога.
В случае многочисленных нарушений договора со стороны основного кредитополучателя обязательства по уплате возлагаются на поручителя. В этом случае в его кредитной истории уже появляется развернутая информация о займе и ходе погашения.
В соответствии с законом кредитная история делится на четыре части, каждая из которых пополняется своим видом записей.
Титульная часть. Сюда заносят фамилию, имя и отчество субъекта, дату и место его рождения, а также данные ИНН, СНИЛС и паспорта.
Основная часть. Из нее можно получить информацию обо всех ссудных обязательствах, возникавших у гражданина. Так, ней указываются сведения:
В этой же части КИ могут содержаться другие сведения, имеющие отношение к взаимодействию субъекта и его кредиторов. Так, в нее вносится информация о месте проживания и регистрации. Если человек является предпринимателем, сведения об этом тоже записываются в основную часть.
Дополнительная (закрытая) часть. Сюда вносят записи о кредиторах, когда-либо выдававших займы субъекту КИ: наименование банка или микрофинансовой организации, код ОКПО, ЕГРН. Здесь же содержится информация об организациях, запрашивавших историю в процессе рассмотрения запросов на новый заем. Дополнительная часть доступна только самому субъекту, а также в исключительных случаях некоторым уполномоченным государственным органам, судам и следственным органам.
Информационная часть. Здесь хранят сведения обо всех сделанных запросах на кредиты, а также причины отказов, если они были не удовлетворены. При этом доступ к информационной части имеют все банки вне зависимости от наличия разрешения субъекта.
Чаще всего плохая кредитная история возникает из-за наличия просроченных платежей по кредитам. Чем больше просрочка, тем хуже качество. Учитывая, что негативным является даже платеж, внесенный с опозданием в сутки, множество таких опозданий способны серьезно изменить представление кредитора о добросовестности клиента и понизить его Персональный кредитный рейтинг (ПКР). Вместе с тем одним или двумя небольшими просрочками испортить историю нельзя. Чтобы она стала действительно «плохой», просрочек должно быть много, и на больший срок, чем 1-2 дня. Условный «запас прочности» КИ велик, хотя каждое отступление от графика платежей влияет на нее отрицательно.
Поэтому оптимальный вариант — аккуратно соблюдать все взятые на себя обязательства и не отступать от пунктов договора.
Также негативно могут повлиять на кредитную историю слишком частые обращения за кредитами, по которым можно понять, что человек живет в долг и погашает прежние займы новыми. Именно поэтому специалисты не советуют рассылать заявки «веером» во все понравившиеся банки в надежде, что один из них ее одобрит. Качество КИ в результате пострадает, и о новых займах придется забыть на долгий срок.
Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй, в интервью РИА Новости:
Банки, а сейчас и многие микрофинансовые организации сократили аппетит к риску и стараются не кредитовать заемщиков с испорченной репутацией. Более того, сейчас, по-моему, нет ни одного крупного банка, который бы не поощрял заемщиков за хорошую кредитную историю. Где-то это снижение ставки, где-то увеличение суммы и срока кредита. Заемщики получают реальную финансовую выгоду от своего ответственного отношения к долговым обязательствам.
Перед тем как отправиться за новым займом, полезно убедиться в том, что КИ не преподнесет никаких сюрпризов и не станет причиной отказа. Закон позволяет человеку дважды в год бесплатно запрашивать свою историю в БКИ. Если истории есть в нескольких бюро — в каждом из них можно запрашивать ее по два раза. Сделать это можно самыми разными способами, но удобнее всего делать это онлайн на сайте НБКИ.
Интернет. Наиболее простой и доступный способ проверки — через официальный сайт БКИ. На сайте НБКИ это можно сделать в личном кабинете. Для тех, у кого есть регистрация на портале госуслуг (это нужно для идентификации), процедура займет не больше трех минут.
Письмо. Субъекту необходимо составить запрос, подписать его и заверить свою подпись у нотариуса. Письмо направляется в НБКИ, и в течение 3 рабочих дней бюро направит ответ на адрес, указанный в запросе.
Телеграмма. Также направляется по адресу НБКИ, однако нотариально заверять подпись в этом случае не нужно: ее подлинность подтверждается сотрудником почтового отделения. Ответ придет по указанному в телеграмме адресу.
Личный визит. Необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность, в офис по приему граждан НБКИ или любую из организаций − партнеров бюро (например, банк). По запросу будет представлен полный отчет.
Вместе с кредитной историй заемщик получит Персональный кредитный рейтинг — это и будет оценкой его финансовой добросовестности, того, насколько хороша или плоха его история.
Рейтинг выставляется в баллах от 1 до 999 единиц, и для удобства заемщиков НБКИ ввело четыре цветовых индикатора. Красный цвет означает низкое качество кредитоспособности, желтый - среднее качество, светло-зеленый - высокое качество, а ярко-зеленый - очень высокое. Чем выше значение ПКР, тем надежней ваш рейтинг и тем лучшие условия вам предложат банки при предоставлении кредита.
Но важно понимать, что даже самое высокое значение рейтинга — это возможность, а не гарантия получения кредита, потому что кроме кредитной истории банк при принятии решения смотрит на множество других параметров — доходы, социальный статус, возраст и т. д.
Главное — что свой ПКР любой заемщик может получить бесплатно и без ограничений.
Как можно убедиться, «плохая» кредитная история не означает, что путь к кредиту закрыт. Если человек погасит все задолженности и будет аккуратно исполнять график платежей по текущим обязательствам, ПКР вырастет, и банки рады будут предоставить кредит.
Важно не пропускать платежи, а при возникновении сложностей с обслуживанием ставить об этом в известность кредитора. Банк не меньше клиента заинтересован в возврате кредита и совместном поиске обоюдно приемлемого решения.