В 1 полугодии 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 364,0 тыс. единиц.
По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 1 полугодии 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 364,0 тыс. единиц. По сравнению с 1 полугодием 2019 года, число выданных автокредитов снизилось на 17,8% (в январе-июне 2019 года - 443,0 тыс. ед.). При этом количество проданных в кредит автомобилей в 1 полугодии 2020 года оказалось наименьшим для аналогичных периодов прошлых лет, начиная с 2017 года (Диаграмма 1).
При этом стоит отметить, что в июне 2020 года количество купленных в кредит автомобилей составило 80,6 тыс. единиц, что на 4,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в июне 2019 года – 76,9 тыс. ед.). Основной причиной этого кратковременного роста стал отложенный спрос на автомобили, не реализованный в период жестких карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года.
В 1 полугодии 2020 года самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (26,6 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (20,7 тыс. ед.), Московской области (20,0 тыс. ед.), а также республиках Татарстан (18,1 тыс. ед.) и Башкортостан (16,5 тыс. ед.).
Самое большое падение выдачи автокредитов в 1 полугодии 2020 года (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года было зафиксировано в Красноярском крае (-27,4%), Москве (-25,7%), Московской области (-25,0%), а также в Санкт-Петербурге (-23,2%) и Тульской области (-22,3%) (Таблица 1).
«Основное падение выдачи автокредитов в 1 полугодии, безусловно, пришлось на период карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года, - полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В эти месяцы традиционное офлайн-кредитование в этом сегменте фактически не работало, а дистанционные каналы в автокредитовании развиты относительно слабо. Конечно, после снятия в июне карантинных ограничений (в первую очередь, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге) граждане направились в автосалоны реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос. Однако утверждать, что такую картину мы будем наблюдать до конца 2020 года, было бы не верно. Скорее всего, в последующие месяцы объемы выдачи автокредитов окажутся существенно меньшими по сравнению с прошлым годом».
«В апреле-мае ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, самым негативным образом сказались как на работе автодилеров, так и на автокредитовании, – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Конечно, в июне ситуация несколько улучшилась. Но это во многом связано с возобновлением работы автодилеров в крупнейших регионах страны - Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге и других. Основными же причинами роста в июне стали реализация отложенного спроса, а также расширение условий госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль». Однако одних этих факторов, на наш взгляд, для стабилизации ситуации на авторынке все-таки недостаточно».
Таблица 1. Динамика выдачи автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в регионах РФ в 1 полугодии 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования), в ед.
|
По регионам
|
1 полугодие 2019 год, ед.
|
1 полугодие 2020 год, ед.
|
Изменение,
в %
|
1
|
г. Москва
|
35 831
|
26 630
|
-25,7%
|
2
|
г. Санкт-Петербург
|
26 942
|
20 704
|
-23,2%
|
3
|
Московская область
|
26 696
|
20 018
|
-25,0%
|
4
|
Республика Татарстан
|
22 199
|
18 130
|
-18,3%
|
5
|
Республика Башкортостан
|
19 758
|
16 524
|
-16,4%
|
6
|
Свердловская область
|
15 408
|
13 622
|
-11,6%
|
7
|
Челябинская область
|
14 748
|
13 268
|
-10,0%
|
8
|
Краснодарский край
|
14 916
|
12 405
|
-16,8%
|
9
|
Кемеровская область
|
12 058
|
11 941
|
-1,0%
|
10
|
Самарская область
|
13 563
|
11 204
|
-17,4%
|
11
|
Нижегородская область
|
11 490
|
10 024
|
-12,8%
|
12
|
Пермский край
|
12 412
|
9 709
|
-21,8%
|
13
|
Ростовская область
|
11 776
|
9 700
|
-17,6%
|
14
|
Волгоградская область
|
8 327
|
7 087
|
-14,9%
|
15
|
Воронежская область
|
8 147
|
6 687
|
-17,9%
|
16
|
Оренбургская область
|
7 265
|
6 098
|
-16,1%
|
17
|
Ленинградская область
|
7 695
|
6 047
|
-21,4%
|
18
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
7 637
|
6 017
|
-21,2%
|
19
|
Удмуртская Республика
|
7 685
|
6 012
|
-21,8%
|
20
|
Ставропольский край
|
6 925
|
5 720
|
-17,4%
|
21
|
Саратовская область
|
7 035
|
5 570
|
-20,8%
|
22
|
Новосибирская область
|
5 596
|
5 143
|
-8,1%
|
23
|
Тульская область
|
5 741
|
4 462
|
-22,3%
|
24
|
Красноярский край
|
6 035
|
4 382
|
-27,4%
|
25
|
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)
|
4 703
|
4 008
|
-14,8%
|
26
|
Чувашская Республика
|
4 600
|
3 906
|
-15,1%
|
27
|
Омская область
|
4 137
|
3 856
|
-6,8%
|
28
|
Ульяновская область
|
4 333
|
3 774
|
-12,9%
|
29
|
Белгородская область
|
3 949
|
3 685
|
-6,7%
|
30
|
Рязанская область
|
4 178
|
3 479
|
-16,7%
|