По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 2021 году наибольшую долю в структуре выданной ипотеки занимают заемщики в возрастном диапазоне от 30 до 40 лет – 44,7%, а наименьшую – граждане старше 60 лет (2,0%) (Таблица 1).
Таблица 1. Структура заемщиков по количеству выданных ипотечных кредитов по возрастам в РФ в 2020-2021гг.
Возраст заемщиков
|
Доля в общем кол-ве выданных ипотечных кредитов,в %
|
Динамика,
в п.п.
|
2020 год
|
2021 год
|
моложе 30 лет
|
21,1%
|
20,2%
|
-0,9
|
от 30 до 40 лет
|
46,4%
|
44,7%
|
-1,7
|
от 40 до 50 лет
|
23,8%
|
24,5%
|
0,7
|
от 50 до 60 лет
|
7,8%
|
8,6%
|
0,8
|
старше 60 лет
|
0,9%
|
2,0%
|
1,1
|
При этом сильнее всего по сравнению с 2020 годом выдача ипотеки выросла у заемщиков старше 40 лет. Так, доля граждан старше 60 лет в структуре выданных ипотечных кредитов выросла на 1,1 процентных пункта (п.п.) и составила 2,0%. Менее значительный рост был отмечен в возрастных категориях от 50 до 60 лет – на 0,8 п.п. до 8,6% и от 40 до 50 лет – на 0,7 п.п. до 24,5%.
В свою очередь наибольшее сокращение доли в структуре выдачи ипотеки было отмечено у исторически самой массовой группы ипотечных заемщиков в возрасте от 30 до 40 лет – на 1,7 п.п. Стоит отметить, что доля самой «молодой» возрастной группы граждан до 30 лет также сократилась по сравнению с прошлым годом – на 0,9 п.п. до 20,2%.
«В целом, тенденции предыдущих лет в возрастной структуре ипотечных заемщиков остаются неизменными. Самая большая доля по-прежнему остается за гражданами от 30 до 40 лет, а наибольшие темпы роста выдачи кредитов на покупку жилья демонстрируют заемщики старше 40 лет. Эта возрастная категория более привлекательна для банков по причине более информативной кредитной истории и высоких значений Персонального кредитного рейтинга (ПКР). Вместе с тем, мы видим и некоторые изменения в возрастной структуре выдачи ипотеки, произошедшие в 2021 году. В частности, несколько сократилась доля самой «массовой» группы ипотечных заемщиков моложе 40 лет. Это может свидетельствовать о более консервативном подходе банков к кредитованию по сравнению с прошлыми периодами».
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков