По данным 3 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 2023 году по сравнению с предыдущим годом в возрастной структуре выданных автокредитов сократилась только доля заемщиков старше 50 лет. По сравнению с 2022 годом она снизилась на 1,0 процентный пункт (п.п.) и составила 20,4% (Таблица 1).
Таблица 1. Структура заемщиков по количеству выданных автокредитов по возрастам в РФ в 2022-2023гг.
При этом рост был отмечен во всех группах заемщиков моложе 50 лет: в возрасте от 40 до 50 лет – на 0,4 п.п. (до 28,6%), от 30 до 40 лет – на 0,3 п.п. (до 35,7%) и моложе 30 лет (до 15,3%) – на 0,3 п.п.
В свою очередь самой массовой категорией заемщиков по автокредитам остаются граждане в возрасте от 30 до 40 лет - 35,7%, а наименьшей – заемщики моложе 30 лет (15,3%).
Среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам составляет 685 баллов (минимальное значение – 1 балл, максимальное – 999 баллов) (Таблица 2).
Таблица 2. Среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщиков в зависимости от размера автокредита
«Все больше автокредитов в последнее время выдается банками в режиме онлайн. Этот технологичный и удобный способ кредитования представляется привлекательным, прежде всего, для более молодых заемщиков. Они также являются активными участниками государственных программ льготного автокредитования, условия которых существенно привлекательнее рыночных. В свою очередь заемщики постарше более консервативны, причем не только в части предпочтения традиционного офлайн-кредитования, но и в пристрастии к определенным маркам зарубежных автомобилей, новые модели которых из-за санкций в последнее время не попадают на российский авторынок. При этом в настоящее время автокредиты предоставляются, прежде всего, заемщикам «хорошего кредитного качества», значение Персонального кредитного рейтинга которых находится на достаточно высоком уровне».
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков