По данным 3 000 микрофинансовых институтов (микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов), передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в сентябре 2022 года средний размер микрозайма (или «займа до зарплаты» до 30 тыс. руб.) составил 9,06 тыс. рублей. За прошедший месяц данный показатель почти не изменился, снизившись всего на 0,2% (в августе 2022 года – 9,08 тыс. руб.). В целом, можно констатировать, что в июне-сентябре средний чек микрозайма держался на стабильном уровне - 9,03 - 9,08 тыс. руб. (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика среднего размера выданных микрозаймов в 2021-2022гг.
При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост данного показателя составил 2,5% (в сентябре 2021 года – 8,84 тыс. руб.).
Наибольший средний размер «займа до зарплаты» в сентябре 2022 года (среди 30 регионов-лидеров по объемам выдачи данного вида розничного кредитования) был зафиксирован в Москве (10,97 тыс. руб.), Ростовской области (10,56 тыс. руб.), Санкт-Петербурге (10,28 тыс. руб.), а также в Московской (9,91 тыс. руб.) и Воронежской (9,71 тыс. руб.) областях.
В регионах страны в сентябре динамика среднего чека микрозайма носила разнонаправленный характер. По сравнению с предыдущим месяцем наибольшее снижение данного показателя (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования) в сентябре 2022 года продемонстрировали Омская область (-7,9%), Алтайский край (-6,5%), Архангельская (-5,6%) и Волгоградская (-5,4%) области, а также Красноярский край (-4,7%) и Москва (-3,8%). В свою очередь в некоторых регионах РФ средний размер займа «до зарплаты», наоборот, увеличился, в т.ч. в Ростовской (+4,8%), Челябинской (+4,3%) и Нижегородской (+3,4%) областях, а также в Республике Татарстан (+3,0%) и Санкт-Петербурге (+3,0%) (Таблица 1).
«После небольшого роста в апреле, в июне-сентябре средний чек микрозайма стабилизировался на уровне чуть более 9 тысяч рублей. При этом в сентябре незначительное снижение среднего размера займов «до зарплаты» было отмечено на фоне сокращения их выдачи. На наш взгляд, снижение данных показателей в последнее время во многом обусловлено сменой тренда в финансовом поведении граждан. После довольно продолжительного периода потребительской активности, они все больше предпочитают сберегательную модель».
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков
Приложение