По данным 3 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-ноябре 2023 года было выдано автокредитов на сумму 1,13 трлн. руб. или на 87,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в январе-ноябре 2022 года – 0,60 трлн. руб.). Такой рост объясняется эффектом низкой базы из-за падения выдачи автокредитов в 2022 году (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика выдачи автокредитов в 2021-2023 гг., в трлн. руб.
При этом по сравнению с 11 месяцами 2021 года данный показатель вырос менее существенно - на 10,9% (в январе–ноябре 2021 года - 1,02 трлн. руб.). Таким образом, несмотря на некоторое сокращение выдачи автокредитов в последние месяцы по сравнению с «рекордной» первой половиной текущего года, ее уровень, тем не менее, все равно значительно выше, чем в 2021-2022гг.
При этом среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам составляет 685 баллов (минимальное значение – 1 балл, максимальное – 999 баллов) (Таблица 1).
Таблица 1. Среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщиков в зависимости от размера автокредита
Наибольший объем выданных автокредитов в регионах РФ в январе-ноябре 2023 года был отмечен в Москве (102,3 млрд. руб.), Московской области (79,2 млрд. руб.), Санкт-Петербурге (67,9 млрд. руб.), Краснодарском крае (52,8 млрд. руб.) и Республике Татарстан (51,0 млрд. руб.).
Стоит отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-ноябре 2023 года самую серьезную динамику роста объемов выданных автокредитов (среди 30 регионов-лидеров в данном виде розничного кредитования) продемонстрировали Чувашская Республика (+122,8%), Белгородская (+118,6%) и Ростовская (+110,3%) области, а также республики Татарстан (+105,7%) и Башкортостан (+102,9%). В Москве и Санкт-Петербурге рост данного показателя составил 60,3% и 70,1% соответственно (Таблица 2).
«Помимо эффекта низкой базы столь значительные темпы роста объемов выданных автокредитов в 2023 году по сравнению с прошлым годом объясняются возобновлением госпрограмм льготного автокредитования, а также ростом продаж новых автомобилей. При этом стоит отметить и рост среднего чека автокредита из-за увеличения стоимости не только новых, но и подержанных автомашин. В целом, банки придерживаются достаточно консервативной кредитной политики, однако «качественным» заемщикам с приемлемым значением Персонального кредитного рейтинга готовы выдавать существенно более крупные автокредиты».
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков
Приложение