По данным 3 000 микрофинансовых институтов (микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов), передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в сентябре 2022 года количество выданных микрозаймов или займов «до зарплаты» (до 30 тыс. рублей) составило 2,59 млн. единиц. По сравнению с предыдущим месяцем данный показатель снизился на 5,8% (в августе 2022 года – 2,75 млн. ед.) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика выдачи микрозаймов в 2021-2022гг.
В то же время по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество предоставленных гражданам займов «до зарплаты» в сентябре незначительно выросло – на 3,2% (в сентябре 2021 г. – 2,51 млн. ед.).
Наибольшее количество микрозаймов в регионах РФ в сентябре 2022 года было выдано в Москве (141,7 тыс. ед.), Московской области (121,8 тыс. ед.), Краснодарском крае (94,8 тыс. ед.), Свердловской области (91,7 тыс. ед.) и Республике Башкортостан (87,1 тыс. ед.).
По сравнению с предыдущим месяцем снижение выдачи микрозаймов в сентябре 2022 года было отмечено во всех регионах страны. При этом самую серьезную динамику сокращения количества выданных займов «до зарплаты» (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) продемонстрировали Приморский край (-9,0%), Белгородская (-8,1%), Кемеровская (-7,5%) и Свердловская (-7,5%) области, а также Ставропольский край (-7,5%). В Москве и Санкт-Петербурге выдача микрозаймов снизилась на 4,3% и 3,7% соответственно (Таблица 1).
«После падения в апреле, в последующие месяцы вплоть до сентября сегмент микрозаймов постепенно восстанавливался. Рост выдачи займов «до зарплаты» в мае-августе был обусловлен, прежде всего, эффектом низкой базы после падения в марте, а также снижением ключевой ставки Банка России и сокращением рыночных ставок. Вместе с тем некоторое снижение выдачи в последнее время во многом обусловлено сменой тренда в финансовом поведении граждан. После довольно продолжительного периода потребительской активности, они все больше предпочитают сберегательную модель».
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков
Приложение