Онлайн-сервис альтернативного кредитования Moneyman (входит в финтех-группу IDF Eurasia) совместно с Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) провели исследование с целью выяснить динамику изменения интереса пользователей микрофинансовых услуг к информации о своей кредитной активности.
В 2022 году клиентам микрофинансовых организаций[1] было предоставлено 1,7 млн. кредитных историй (на 36% больше, чем в 2021 году) и рассчитано 4,7 млн. Персональных кредитных рейтингов (рост на 183%). Столь внушительный рост интереса заемщиков к своей кредитной истории и ПКР связан с повышением финансовой грамотности клиентов МФО и растущим пониманием важности ответственного отношения к получению и обслуживанию займа. Кроме того, кредитная история и ПКР помогают клиентам МФО наглядно контролировать собственный уровень кредитоспособности, и, в случае повышения своего ПКР, повышать свои шансы на получение банковских кредитов, в том числе кредитных карт и ипотеки. Так, согласовано исследованию НБКИ и Moneyman, проведенному в 2022 году[2], более половины клиентов МФО, обращающихся за банковскими кредитами, получили одобрение от банков (50,4%). Чаще всего такие заемщики хотели открыть кредитные карты — 69,3%, на втором месте — потребительские кредиты (68,9%). На автокредиты и ипотеку приходится 3,2% и 3,1% соответственно.
Участники микрофинансового рынка со своей стороны ведут активную работу по повышению финансовой грамотности заемщиков. В частности, в Moneyman есть собственная служба финансового омбудсмена, в которую любой клиент может обратиться, если компанией, по его мнению, будут нарушены его права, как заемщика. Омбудсмен общается с каждым клиентом напрямую и разбирает каждый индивидуальный случай. Отдельное внимание уделяется политике коммуникаций с клиентами в социальных сетях, также функционирует корпоративный канал на платформе Яндекс.Дзен и на регулярной основе публикуются информационно-познавательные материалы в формате комиксов с акцентом на финансовое просвещение, они ориентированы на максимально широкий круг читателей. Moneyman также является резидентом метавселенной «Территория финансовой грамотности». Это виртуальная среда в виде трехмерного онлайн-города, где все желающие осваивают азы финансовой культуры в познавательно-игровом формате.
Наибольшую активность по контролю за своей кредитной историей и ПКР в 2022 году продемонстрировали клиенты МФО из Москвы и Московской области, Краснодарского края, Санкт-Петербурга и Свердловской области (см. Таблицу 1).
Приложение
Мы приветствуем работу тех микрофинансовых организаций, которые стимулируют своих клиентов проверять кредитную историю и ПКР. Такая работа приводит к росту финансовой грамотности клиентов, стимулирует их более ответственно подходить к решению принимать на себя финансовые обязательства, а впоследствии ответственно их исполнять. В конечном итоге, в хорошем кредитном здоровье заемщиков заинтересованы и сами граждане, и профессиональные кредиторы и государство
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков
Тренд на повышение финансовой грамотности, получивший мощный импульс в пандемию, в 2022 году только усилился. Кроме того, кредитная история позволяет не только взглянуть на себя глазами кредитора с точки зрения оценки как потенциального заемщика. Спектр жизненных ситуаций, в которых она может потребоваться, активно расширяется: это обращение в страховую компанию, трудоустройство на работу и пр. В совокупности эти факторы приводят к повышенному спросу на получение кредитных досье
Генеральный директор Moneyman Сергей Весовщук
[1] Посчитаны факты получения своей кредитной истории и ПКР в НБКИ гражданами, в чьей кредитной истории имеются записи о полученном займе в микрофинансовый организации (МФО)
[2] См. Коммерсант от 16.08.2022, «МФО показали качество клиентов»